1961 год. Я поступил в наше городское профессионально-техническое училище после восьми классов. В училище общеобразовательных предметов тогда не было. Все мы после занятий в училище бежали в вечернюю школу. Помню, как было в школе чисто, уютно и очень тихо. Каждый день нас встречал директор – Андрей Иванович Коврыжко. Знал каждого по имени, знал о каждом: из какой семьи, где и кем работают родители, постоянно интересовался нашими оценками в училище, приходил на уроки. Преподаватели относились к нам с уважением, к каждому обращались только на вы. Это заставляло нас готовиться к урокам. Занятия никогда не пропускали, было стыдно. Я в общеобразовательной школе немецкий язык ненавидел, ничего не знал. В вечерней школе немецкий язык вел у нас Лев Иванович Евсиков. Он научил меня за год всему, что я должен был знать за четыре года общеобразовательной школы. Я до сих пор помню его уроки. Он здорово говорил по-немецки, много рассказывал нам о войне, о Германии. Хорошо помню уроки Сеньковской Элеоноры Бруноновны, Коврыжко Андрея Ивановича. Учителя вечерней школы так интересно и просто объясняли любую тему, что мы слушали, затаив дыхание. В классе была всегда идеальная дисциплина. Ребята многие курили, но в вечерней школе даже на переменах никто не бегал курить. Если увидит директор, то будет взбучка. Даже взрослые рабочие не позволяли себе выйти на улицу покурить. Мы любили вечерку, мы чувствовали себя в ней взрослыми, уважаемыми людьми. Я всегда с благодарностью вспоминаю годы учебы в этой замечательной школе.

Анатолий Иванович Бахлаев

         Незаметно пролетели годы. Вот я уже и пенсионер. Но это только по паспорту. В душе все тот же.

         Кажется, совсем недавно мы с братом пришли в вечернюю школу. Легендарный человек нашего города руководил ею. Андрей Иванович Коврыжко. Это был потрясающий директор, потрясающий человек. Классным руководителем у нас была женщина с душой ангела, Мария Миновна Бычковская. Мне кажется, что таких, как она учителей - единицы. Никогда не повысит голос, всегда поможет, всегда заступится, даже если ты виноват. Она была для всего нашего класса мамой. А в классе с нами, пацанами, сидели и учились взрослые дяди и тети, отвечали и учили уроки наравне с нами. Нам стыдно было не учить. Старались, готовились. Да и как не будешь готовиться, если к тебе обращаются на вы, говорят как со взрослым, двоек не ставят. Если не ответил, учитель вечерней школы обязательно говорил: «Вы сегодня что -то не доучили, давайте на следующем уроке поговорим». На следующем уроке тебя первым обязательно спросят.          Андрей Иванович приходил на работу к каждому. Помню, как пришел к нам на завод, в партком. Секретарем тогда была Раиса Евстафьевна Сысоева. Меня вызывают. Иду, волнуюсь, думаю: «Что случилось?» А там Андрей Иванович требует для меня премию за учебу в школе. Раиса Евстафьевна просит показать оценки, а у Коврыжко с собой журнал. И получали мы премию: то пять рублей, то три. Но это был стимул. Я старался учиться и школу вечернюю закончил, а потом наш техникум.

         Уроки были в вечерней школе очень интересными. Учителя были замечательные. Андрей Иванович так рассказывал о войне, что, казалось, муха пролетит и услышишь. Такая была тишина. На литературе спорили, стихи читали. Я помню каждого учителя, помню наших уборщиц. Когда смотрю старый фильм «Весна на Заречной улице», всегда вспоминаю нашу родную вечернюю школу. У меня немецкий язык в вечерке вела Сима Львовна Эльгудина. Заставляла учить и повторять слова, а я ныл: «Ну зачем мне немецкий?» А она всегда говорила: «В жизни обязательно пригодится». И, знаете, пригодился. Мне посчастливилось попасть в Германию на фестиваль молодежи и студентов. Я был единственным членом двухтысячной делегации от Советского Союза из Брянской области. Вот там я и вспомнил уроки Симы Львовны. Я думаю, что полгорода учились в нашей школе рабочей молодежи, и все ее помнят только как самую лучшую школу.

Сергей Дмитриевич Аторвин

Счастливые воспоминания.

         Вечерняя школа – это начало моей трудовой деятельности, это начало моей взрослой жизни. Наверное, поэтому вечерняя школа – это самые счастливые воспоминания. Я пришла работать в школу рабочей молодежи в 1967 году. Меня приняли на должность библиотекаря и по совместительству секретаря. Строгий и внимательный директор Андрей Иванович Коврыжко познакомил меня с обязанностями. Конечно, первое время я робела и побаивалась директора, но постепенно прониклась к нему глубоким уважением и даже восхищением. Он был директором от бога. Может, это и очень пафосно, но совершенно справедливо. Он научил меня работать. Он относился к каждому учителю с уважением. Старался помочь начинающим, советовался со старейшинами. Коллектив у нас был сильный, высокопрофессиональный, хоть и очень маленький. Девять человек вместе с техническим персоналом.    Помню учителей русского языка и литературы: Шемардину Анну Николаевну, Цуленеву Валентину Егоровну, Эльгудину Симу Львовну. Сима Львовна вела еще и немецкий язык после перехода Льва Ивановича Евсикова в техникум. Этот были очень отзывчивые, мягкие с учениками педагоги, но настоящие профессионалы своего дела. Они умели держать внимание сорока человек все сорок пять минут, заинтриговать своим рассказом, заставить работать и отвечать.

         Учителя математики. Я училась у этих виртуозов, умеющих объяснить самую сложную теорему просто и доходчиво. Это Филимоненко Мария Ильинична, Сеньковская Элеонора Бруноновна. Эти учителя добивались от учеников твердых знаний по своему предмету, хотя учились у нас рабочие, трудные подростки, учащиеся профессионального училища.

         Я с особой теплотой вспоминаю добрую и мягкую, умеющую уладить любую конфликтную ситуацию учительницу химии Бычковскую Марию Миновну. Человек, который просто не умел и никогда не говорил громко. На уроках химии была абсолютная тишина. Ученики ее уважали и любили. Интеллигентная, выдержанная и достойная учительница химии навсегда останется в моей памяти, да и в памяти всех, кого она учила. Когда Мария Миновна ушла на пенсию, ее сменила Испайханова Нина Алексеевна (Кузнецова). Она продолжила дело Марии Миновны.

         Вспоминаю и замечательную учительницу географии – Передельскую Ираиду Сергеевну. Всегда с улыбкой, очень доброжелательно относилась к своим непростым воспитанникам. Учителями физики за мои годы работы в вечерней школе были Фетисов Виктор Дмитриевич, Вишневская Валентина Николаевна, позже работали Ступак Александр Григорьевич, Петрушкин Семен Алексеевич. Начинали свою трудовую деятельность в нашей вечерней школе Васильева Любовь Ивановна, Семина Клавдия Ивановна.

         Знаете, я в школу шла с радостью. Она была такой ухоженной и чистенькой, уютной, родной. Наши бессменные технички Зиновкина Д.С. и Полякова Н.К. вылизывали каждый уголок, и учащиеся вели себя достойно, никто и никогда не бросит бумажку, ноги все вытирали, обувь сменную носили осенью и весной. Все почти как в фильме «Большая перемена». Я училась заочно в институте и просила у Андрея Ивановича разрешить мне работать учителем, но он всегда говорил: «Получишь диплом – будешь учить, а пока набирайся опыта».

         Правда, стала я учить, еще не получив диплом. В школу пришла молодая учительница математики. На первом уроке взрослые ученики пошутили неудачно. Она убежала из школы и больше на работу в вечернюю школу не вышла. Андрей Иванович тогда разрешил мне вести уроки математики. На всю оставшуюся жизнь я запомнила его слова: «Пришел в школу – забудь о том, что ты с кем-то из коллег в ссоре, забудь о том, что у тебя дома. Здесь ты учитель, который должен учить и провести профессионально урок!».

         Я начала работать в вечерней школе рабочей молодежи г.Фокино в 1972 году. В 1989 году я перешла в Фокинскую среднюю школу №3, откуда и ушла на заслуженный отдых в 2010-м. Из всех 39 лет педагогического стажа самыми дорогими остаются годы работы в вечерней школе. Я помню каждого живым, хотя живых осталось очень мало. Я помню тепло этой школы, родство душ этой школы, я горжусь работой коллектива Фокинской вечерней школы рабочей молодежи. Она навсегда осталась в моем сердце.

Крупенева Нина Римовна

Вечерняя школа. В поселке Цементный она была открыта в 1952 году, когда уже на его территории работали две средние, две восьмилетние и музыкальная школы. Кто-то знает о существовании этих школ из кинофильмов «Весна на Заречной улице» или «Большая перемена», а кто-то учился в такой школе и имеет собственное представление о ней. В любом случае, вспомнить о нашей вечерней школе или школе рабочей молодежи полезно, ведь она приносила большую пользу жителям нашего города.

         Первая мысль об организации образования для трудящейся молодёжи возникла еще в 20-е годы. Но по-настоящему претворить эту идею в жизнь удалось в годы Великой Отечественной войны. С 1 октября 1943 года в городах и посёлках начали открываться школы для желающих получать образование без отрыва от производства. Вот и в поселке Цементный, где в уже работающем профессиональном училище подростки получали только профессиональные знания, возникла острая необходимость в школе для рабочей молодежи. ШРМ – так называться эти школы стали с апреля 1944 года. В народе тут же их в шутку окрестили «шаромыгами».

         Многие рабочие Брянского цементного завода, не успевшие закончить школу до Великой Отечественной войны, сели за парты в открывшейся вечерней школе. Первым ее директором стал Андрей Иванович Коврыжко. В 1951 году он преподавал русский язык в ремесленном училище №14 (г.Дятьково), затем работа в Цементовской средней школе учителем истории. В 1952 году его назначают директором Фокинской средней школы рабочей молодежи и директором техникума. В вечерней школе Андрей Иванович проработал 25 лет, до 1977 года. Его знали и уважали все: ученики – рабочие, коллеги, соседи, руководство. «Директор от бога» - так говорили о нем коллеги. Коллектив вечерней школы был совсем небольшим, но очень работоспособным и дружным. Маленькое одноэтажное здание по улице Урицкого было всегда идеально чистым и очень уютным, хотя и довольно старым. Ремонт делали сами педагоги: красили, штукатурили, разводили цветы. В здании школы была довоенная заводская столовая, а затем школа ФЗО. Когда построили совсем недалеко новое училище, старое его здание отдали под школу для рабочей молодежи. В школе работала библиотека, в которой постоянно толпились взрослые ученики. А учеников было в нашей вечерней школе в первые годы существования 300-340 человек. Занятия проходили в две смены. Так было удобно рабочим цементного и шиферного заводов, затем дренажного, БЦРа, ведь все они работали посменно. Педагогам, работавшим в вечерней школе поселка Цементный, приходилось очень нелегко. В 12.00 каждый день после уроков в первую смену они шли на предприятия поселка, встречались со своими учениками на их рабочих местах, общались с руководством. Для учащихся вечерней школы были разработаны специальные гибкие условия, которые подстраивались к их режиму труда и возрастным категориям.

         Молодёжь, проходившая обучение в вечерней школе, имела некоторые льготы: предоставлялся один дополнительный нерабочий день в неделю с сохранением 50% зарплаты. Также существовал оплачиваемый отпуск для сдачи экзаменов. Когда начал свою деятельность дренажный завод, в г.Фокино для учащихся вечерней школы, работавших на нем, в связи с территориальной удаленностью были выделены кабинеты прямо на заводе, и каждую среду учителя вели свои уроки непосредственно на заводе. Работа в школе рабочей молодежи требовала от педагогов того времени особенного внимания, высокой культуры, очень высокого уровня профессиональной подготовки и необыкновенного такта. Ученики школы - взрослые люди, многие имели семьи. Школа работала по программе 5-7 и 5-10 классов.

         В Фокино строился новый цементный завод. В строительстве принимали участие жители города и люди, получившие условно - досрочное освобождение с обязательным привлечением к труду. Неофициальное название этого вида уголовного наказания – химия. Этот вид наказания связан с этапированием в спецкомендатуру, где заключенный обязан проживать в специальном общежитии и работать на указанном ему предприятии. Такая спецкомендатура появилась в Фокино в начале 60-х. «Химики» (так называли горожане заключенных) стали все учащимися вечерней школы. В классах занимались по 45-50 человек. К концу урока стены становились мокрыми.

         Учащиеся в основном были обязательными и ответственными. Если опаздывали на уроки, получали наказание от директора. Порой даже подзатыльник, но не обижались. Андрей Иванович был строг, но справедлив. Он посещал постоянно уроки каждого учителя, скрупулезно разбирал их, был беспощаден к молодым учителям, не сумевшим найти общий язык с учениками. Привлекал к обучению молодых педагогов опытных учителей с богатым стажем. Все, кто работал с Андреем Ивановичем Коврыжко, вспоминают о нем тепло и благодарно. Он многих научил работать. Школу постоянно контролировали районные и областные органы образования. Директор никогда не давал в обиду своих учителей, но после каждой проверки строго спрашивал с каждого за ошибки. Коллектив был очень сильный благодаря своему директору.

         Еще вечерняя школа — это место, где соединялись судьбы людей. В Фокино многие семьи начали свою биографию именно там. А порой ученики ухаживали за своими прекрасными учительницами. И это совсем не кино. Ученик 10 класса Олег Иванцов, машинист экскаватора, увез из Фокинской вечерней школы учительницу русского и немецкого языка Эльгудину Симу Львовну в Москву, где они прожили долгую и счастливую совместную жизнь. На ее место в 1974 году пришла молодая, очаровательная и очень энергичная Клавдия Ивановна Семина.

         В 1977 году на смену ушедшему на заслуженный отдых А.И.Коврыжко пришел Мазуров Владимир Григорьевич. В 1983 году директором вечерней школы г.Фокино становится Клавдия Ивановна Семина. Школа рабочей молодежи г.Фокино в 80-е годы по - прежнему остается одной из лучших в районе и области. На выпускные вечера собирался почти весь город. Взрослые люди, а выпускников бывало и по 110-115 человек, награждались за учебу путевками и ценными подарками, грамотами и денежными премиями. Выпускные балы школа рабочей молодежи г.Фокино проводила в Доме культуры и в Доме пионеров. Там залы позволяли вместить всех желающих.

         В 1992-93 году в стране начинаются большие перемены. Учащихся в школе рабочей молодежи становится все меньше с каждым годом. Закрыта спецкомендатура. Здание совсем обветшало. Педагоги его поддерживали, как могли, собственными силами. Но в 1996 году произошел пожар – старая проводка, замыкание. Здания вечерней школы не стало. По приказу Дятьковского ГОРОНО школа рабочей молодежи становится консультпунктом Фокинской средней школы №1. Клавдия Ивановна переходит на работу учителем русского языка и литературы в ФСШ №3, а заведующей консультпунктом становится Акишонкова Ираида Анатольевна. Вечерами она вместе с педагогами первой школы обучает взрослых людей, которым необходимо среднее образование, но в основном учащиеся – это дети, не сумевшие обучаться в дневной общеобразовательной школе.

         За годы существования вечерней школы рабочей молодежи г.Фокино в ней работали: Коврыжко А.И., Сеньковская Э.Б., Цуленева В.Е., Фролов А.И., Шемардина А.Н., Эльгудина С.Л., Передельская И.С., Гончарова Н.А., Бычковская М.М., Крупенева Н.Р., Васильева Л.И., Евсиков Л.И., Ступак А.Г., Петрушкин С.А., Мазуров В.Г., Семина К.И., Филимоненко М.И., Испайханова (Кузнецова) Н.А., Фетисов В.Д., Вишневская В.Н., Ярчукова С.А., Клюева Е.В., Ловцова М.В., Акишонкова И.А., Андронова Е.В., Дьячкова А.А.

Оглядываясь назад.

        В повседневной жизненной суете мы редко оглядываемся назад, редко вспоминаем прошлое. Мне задали вопрос о работе в вечерней школе, и я с радостью пустилась в воспоминания. Вечерняя школа города Фокино – это моя молодость. Прекрасное время, наполненное позитивом. Я приехала сюда по распределению после окончания института. Первые два года работала в восьмилетней школе в группе продленного дня. В 1974 году Андрей Иванович Коврыжко позвал вести уроки русского языка и литературы в школу рабочей молодежи. Он тогда ее и возглавлял. Работать было очень не просто. Классы переполнены – 45-50 человек в каждом. Ученики все взрослые и очень много москвичей, получивших условно-досрочное освобождение. Многие из них были начитанными, задавали массу вопросов. К урокам приходилось много готовиться. Помню, однажды давала урок литературы в 10-м классе по теме «Великая Отечественная война в советской поэзии». Один из учеников, выслушав меня, привел в пример стихотворение Семена Гузенко, тогда запрещенного, и потребовал от меня объяснения, почему в стихотворении поэта не прославляется героизм советских людей. Я не смогла ему ответить, но пообещала в следующий раз обязательно разобрать стихотворение. В выходные я поехала к своей однокурснице в Людиново. Там мы вместе, с помощью родственника, работавшего в органах безопасности, нашли это стихотворение и проанализировали его. Я на уроке продолжила начатый разговор с пытливым учеником.

         На уроках у нас бывали горячие споры и дискуссии. Первое время ко мне на уроки приходил Андрей Иванович. Задавал директор вопросы по методике русского языка, присылал Симу Львовну Эльгудину посещать мои уроки. Иногда мы спорили, приходилось доказывать свою точку зрения. Но надо отдать должное замечательному директору – он умел слушать и слышать и, если был не прав, умел признавать свои ошибки. Именно он меня научил работать.

         Молодым педагогам помогали учителя со стажем. Навсегда запомнила интеллигентную Сеньковскую Элеонору Бруноновну. Она была всегда идеально одета, причесана, поставленный голос, правильная речь. Она деликатно и очень мягко делала замечания, учила правильно себя вести с учениками и в жизни. И не только ее. Все старшие коллеги старались помогать нам, начинающим. Директор приходил домой, интересовался бытом. Разрешал приводить с собой ребенка. Моя старшая дочь Ольга частенько сидела в лаборантской у Марии Миновны и играла с колбами в больницу. Сколько всего было хорошего! Даже хождение на заводы вспоминается с удовольствием. К учителям относились с почтением, старались всегда помочь. За моими плечами больше сорока лет педагогического стажа, но самыми добрыми воспоминаниями остаются годы работы в Фокинской вечерней школе.

Васильева Любовь Ивановна

Листая страницы истории

30 октября 1970 года в Дятьковском районе Брянской области открыла свои двери новая Фокинская средняя школа №2. Светлое трехэтажное здание. Армия учеников, ютившаяся в тесных квартирах седьмого дома и ездившая в Фокино на занятия, получила возможность учиться рядом с домом. Первым директором стал Петр Иванович Раецкий – заслуженный учитель России, почетный гражданин г.Фокино, фронтовик. Начало пути школа прошла под его руководством. Он проявил себя энергичным человеком, хорошо знающим школу, проблемы детей, и всю свою роботу посвятил самым передовым методам обучения и воспитания, много времени уделял организации общественного движения, работе штабов самоуправления.Проводились общественные смотры знаний, совершались походы и экскурсии, работали консультпункты. Развивалось дополнительное образование. Качество знаний учащихся было самым высоким в районе, школа завоевывала 10 раз переходящее Красное знамя района. В это время были заложены лучшие традиции школы, сформировался стабильный коллектив учителей, на целые десятилетия связавший свою судьбу со школой. Под руководством Петра Ивановича школа работала до 1984 года. Ему помогали завучи Стрельникова Валентина Алексеевна, Потатушкина Октябрина Васильевна.
С октября 1984 года по октябрь 1992 школьный коллектив возглавлял Пацков Николай Алексеевич. Его помощники – завучи Стрельникова Валентина Алексеевна, Карпачева Валентина Владимировна, Потатушкина Октябрина Васильевна, а затем Белозорова Людмила Николаевна, Тимофеева Татьяна Анатольевна, библиотекарь Жарынская Людмила Федоровна, завхоз Матюшкина Любовь Ивановна, пионервожатые Фомичева Наталья Владимировна, затем Изотова Елена Владимировна. Нельзя не вспомнить самых активных ребят – секретарей комсомольской организации: Рябичева Алексея, Панину Валентину (Никулочкину Валентину Викторовну), Романенкова Олега, Боровикова Алексея, Ситенкову Валентину и других ребят. Количество учащихся в школе доходило до 1280 человек. Школа работала в три смены. В 1989 году в микрорайоне построили новую школу № 3, и некоторые учителя перешли работать туда.
Михеев Юрий Алексеевич возглавлял коллектив с 1993 по 1999 год. Это время перестройки и гласности, распада СССР и создания СНГ. Трудное это было десятилетие как для страны, так и для школы. Многие помнят дни забастовок из-за невыплаты заработной платы, как ночевали в школе на партах. Но учителя не унывали. Внутри школы жизнь не затихла. Были успехи и в учебной, и во внеклассной деятельности. В школе появляется детская организация «Юная Россия», которой руководила вожатая школы Ольга Валерьевна Прокопенкова, затем Наталья Николаевна Перепелицына, появились первые компьютеры. Ученики принимали участие в районных творческих конкурсах, КВН и смотрах художественной самодеятельности. Неоднократно школьники занимали призовые места в областных и районных конкурсах детского изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В эти годы формируется новое поколение учителей. Учителя 80-90-х годов продолжили развитие лучших традиций школы под руководством Юрия Алексеевича Михеева и опытных завучей Белозоровой Людмилы Николаевны, Родиной Елены Викторовны, Потатушкиной Октябрины Васильевны.
С 2000 года школу возглавила первая женщина - директор Белозорова Людмила Николаевна. Ей помогают завучи Родина Елена Викторовна, затем Сосновская Ирина Александровна, Лагуткина Ирина Олеговна, Французова Ирина Владимировна и весь педагогический коллектив. В школе есть современный кабинет информатики с интерактивной доской, а информатику школьники изучают со второго класса. Школа подключена к Интернету. Большая работа ведётся по озеленению и благоустройству школы. Школе 46 лет. Есть проблемы, но общими усилиями коллектив старается их решать.

Copyright © 2017. All Rights Reserved.

Рейтинг@Mail.ru